----

НА ТОМ ПИРУ Я БЫЛ,
МЕД ДА БРАГУ ПИЛ…

Алексей Гравицкий. Статья к серии "Княжеский пир" - Юрия Никитина.

----

     Итак, с чего же начать? Без претензий на особую оригинальность начну, как водится, с самого начала. А началось все, когда голову известного писателя-фантаста Юрия Никитина посетила идея. Как эта идея посетила эту голову не известно, ровно, как и не известно, сколько она вынашивалась, легко ли ложилась на бумагу (а точнее на экран монитора) или же рождалась в муках. Об этом знает лишь автор, да боги с зелеными человечками, что наблюдают за нами сверху и снизу. Но все эти субъекты хранят молчание. Пока во всяком случае.
     Однако в результате появился роман под названием "Княжеский пир", что и положил начало одноименной серии. Роман замышлялся, как "наш ответ Чемберлену". Дескать, в мире три легендарных центра: двор короля Артура, монастырь Шао-Линь и двор князя Владимира. О первых двух пишут книги, снимают фильмы, их знают по всему миру. А мы чем хуже? А вот и ничего подобного, мы не хуже, мы - лучше! Именно под таким девизом Юрий Никитин выпустил первую книгу в эту серию.
     Книга вышла в 1996 году в издательстве "Равлик". Главным героем романа стал не былинный богатырь, а разбойник Залешанин. Пойманный, но не покоренный разбойник отправляется в Царьград за щитом Олега Вещего, проявляя не только хитрость и смекалку, но и доблесть, отвагу, верность слову и еще кучу всяческих качеств, что присущи скорее богатырям, нежели разбойникам.
     Подробностей расписывать не стану, скажу только, что книга удалась на славу (не даром она переиздавалась уже не один раз). И, несомненно, на сегодняшний день это один из лучших романов серии. Хотя, возможно, со временем он уступит место одному из своих последователей. Помимо красочного романа и бойкого авторского предисловия, книга содержала призыв. Призыв всем пишущим поддержать серию. Слово не воробей, а потому призыв был принят молодыми, талантливыми авторами. И пошло-поехало.
     Следующим романом, который вышел уже в "Центрполиграфе" стал "Голос булата" Дмитрия Янковского. Роман появился на прилавках в 1999 году, то есть спустя три года после издания "Княжеского пира".
     Маленький мальчик Микула, селянин из-под Киева, обзавелся говорящим мечом, стал крутейшим богатырем и пошел крушить Великое Зло. Кто-то скажет: "бред", - но я бы поспорил. Книжка вполне приемлема. И потом, не стоит забывать, что это лишь первая ласточка.
     У Д. Янковского был, однако, крепкий промах: он писал Микулу Селяниновича, забыв о том, что в пору Владимира, Муромца, Поповича, Никитича (в смысле - Добрыни) этот самый "маленький мальчик" был уже маститым, матерым и популярным в определенных кругах. Впрочем, Янковский вовремя поправился и сообщил, что его Микула-селянин из-под Киева только лишь "однофамилец".
     Следом за "Голосом" появился роман Евгения Адеева "Цена чести". Здесь впервые герой отправляется на подвиги ни по повелению князя, ни по зову сердца, а потому, что с перепою много трепал языком. Князь осерчал, ну не любит он тех, кто просто так рот открывает, и поймал богатыря "на слабо". Пришлось отправляться за головой другого богатыря. Вот только беда в том, что тот, чью голову он обещал принести бессмертен.
     Адеев очень неплохо использует в своем повествовании героя Д. Янковского, как временного спутника и соратника собственного героя. Кроме того, он очень неплохо оперирует героями второго плана серии, что, несомненно, сближает его роман с другими. Хотя и ляпов хватает. Например, тридцать три богатыря у Адеева имеют другую природу, нежели у Никитина. Конечно, это мелочь, но такие мелочи имеют тенденцию бросаться в глаза, как черная точка на белом листе.
     Вобщем, книга Е. Адеева мне понравилась, понравилась больше чем многие другие. Кроме того, она подкупила еще и отсутствием хеппи энда, которые я на дух не переношу. Хотя кому-то такой довод может показаться скорее недостатком, чем достоинством, но тут каждому - свое.
     Кроме того, стоит заметить, что "Цена чести" первая часть какого-то цикла, который так и не дошел пока до прилавков целиком. А жаль, с удовольствием почитал бы продолжение Адеевской книги.
     Четвертой книгой серии стал "Главный бой". Юрий Никитин, увидев, что его призыв подхвачен, решил поддержать свое детище. Книга вышла в свет следом за "Ценой чести" и…
     Честно говоря, она меня несколько расстроила. После "Княжеского пира" я ждал от Никитина чего-то большего, лучшего, необыкновенного, как всегда ждешь от следующей книги, а получилось, в лучшем случае, не хуже. Книга хороша, книга читается уже потому, что это Никитин, но каждая страница орет о том, что книга написана в серию. И не так, как в "Троих из леса", где каждая книга не продолжение, а кирпичик Великой Китайской Стены, не так. Это огорчает и вводит в состояние уныния.
     Однако, еще раз замечу, что книга на самом высоком уровне, что это Никитин, что это хорошая книга. Только вот читать я бы посоветовал сначала "Главный бой", а потом уже "Княжеский пир". Чтоб не расстраиваться.
     "Главный бой" повествует о похождениях Добрыни, которому рассказали, что в ближайшее время он умрет. А так как умирать в постели богатыри не могут, Добрыня отправился смерти в бою искать. Нашел или нет? Прочитайте, узнаете.
     Спустя месяц (надо сказать, что книги в этот период пошли с неимоверной частотой. "Голос булата" подписан в печать в феврале, "Цена чести" в марте, "Главный бой" опять же в марте) появляется пятая книга серии. На этот раз автором стал Александр Нуждаев, а книга называлась "Ратибор Новгородец".
     Этот Ратибор стал вершить подвиги на славу Отечества, еще не успев добраться до двора Киевского князя. А уж как дошел до золотой палаты, так и вовсе в гору пошел. Окончил "школу юных богатырей", послужил на заставе и вообще показал себя со всех сторон в лучшем свете. Книга Нуждаева не дурна, но мне лично показалась слабее, нежели предыдущие книги. Еще через два месяца (а это уже июнь) выходит первая книга Владимира Перемолотова.
     "Талисман власти", так назвал свою книгу В. Перемолотов, повествует о похождениях довольно забавной компании. Тут автор переплюнул всех. Мало того, что вместе путешествуют и борются за благоденствие Руси два русских и хазарин, так к ним еще добавляется дурачок, случайно получивший знание магии, а посему у путешественников в его лице всегда под рукой зажигалка. Кроме того, дурак умеет делать репки, которыми питается, не отягощая, таким образом, своих друзей в гастрономическом плане. Но и это еще не все! Угадайте-ка, кто пятый и, слава богу, последний участник этой компании? Оживший скелет!
     Эта пятерка крушит всех и вся, но и сама терпит поражения, и к концу книги из пятерых друзей остается лишь трое. Скелет развеян, дурак потерян для общества. Ну, да и не жалко. Зато остаются богатыри, которые временами похожи друг на друга, так что уже и не знаешь кто из них кто.
     Оставим пока Перемолотова, мы к нему еще вернемся, и вспомним про Дмитрия Янковского. Вторая книга "Знак пути" является прямым продолжением "Голоса булата". "Знак пути" выходит в начале 2000 года, таким образом, отмечаем полугодовой перерыв. В серию ничего не выходило.
     "Знак пути" написан ровнее, стройнее, нежели "Голос". Наверное, именно поэтому многие говорили, что вторая книга Янковского лучше первой. Я долго пытался понять, выспрашивал, наконец добился ответа: "она на Никитина больше похожа". Хороший аргумент. Не будем выяснять что на что похоже. Это не показатель, хотя помнится…
     Когда у одного из учеников Римского-Корсакова спросили, почему его музыка так похожа на музыку самого Корсакова, он ответил: "Хорошо, когда музыка похожа на что-то, хуже, когда она не похожа ни на что". Тем не менее, самостийность Янковского и не похожесть его на кого-то мне нравилась больше. "Знак пути" начал читаться хорошо, потом автора понесло в сторону от сюжета, и я стал подремывать, проснулся в конце, когда героически защищали Русь-матушку и даже одного героя положили. Жалко парня, написано хорошо, я проснулся и чуть не прослезился. Вот только обидно, что большую часть книги читал без особого воодушевления.
     И еще, не знаю, будет ли автор возвращаться к этой теме и писать продолжение, но оно напрашивается. Книга выглядит незаконченной, хоть Д. Янковский и расписал свой отступ во всех подробностях, и закончил его, доведя до логического конца, но остался начатый еще в первой книге сюжет, который был основным и светит кучей незакрытых вопросов. Где продолжение?
     Следующая книга вышла в феврале 2000, это был "Оберег" Дмитрия Сорокина. Главным героем книги стал Руслан Лазоревич, воспетый Пушкиным в небезизвестной поэме. Руслан заполучил навороченный артефакт в виде амулета, а кроме того… Ну, не стану рассказывать, кое-что рассказал еще Пушкин, остальное придумал или перепридумал Сорокин. Получилось у него здорово, читал с удовольствием.
     И концовка вполне, вполне. Роман закончен ни хорошо, ни плохо. Повествование подошло к концу, но жизнь то продолжается, а кто сказал, что жизнь не может накидать приключений еще на три-четыре романа? Хотя сомневаюсь, что Д. Сорокин напишет сюда еще что-то. Ну, да не буду играть в Кассандру.
     Возвращаюсь к Перемолотову. Следующий роман, вышедший в серии снова его. Прямое продолжение "Талисмана" называется "Паучья лапка". Книга вышла в марте 2000, снова зачастили :)
     В отличие от Янковского Перемолотов придерживается выбранной темы и держит сюжетную линию, но язык оставляет желать лучшего. Взять хоть фразу типа: "Гляделся он так неопрятно, словно только что вылез из пещеры, а недоумение на лице нес такое, что видно было, что плохо он еще соображает, что тут такое творится, в Большом Мире, но длилось это недолго". И это не единичный случай. Кроме того, В. Перемолотов нарушает чисто русский пейзаж драконами, которых тут никогда не водились. У нас же змеи и прочая дрянь. Зачем нам заморская? Если уж решили славить свое, так нечего размениваться на Артуровских драконов.
     Еще один недочет, слабая привязка к серии. Князь и его волхв с медвежьей мордой появляются постольку-поскольку, не ярко и не похоже на тех Владимира и Белояна, что вроде бы сохраняли общие черты на протяжении всей серии. И вот на тебе.
     В ближайшее время нам обещана третья часть этого повествования и, несмотря ни на что, я ее тоже куплю и читать буду. Так что не так все и плохо.
     После очередного провала, аж до августа, выходит книга Максима Мелехова "Черная радуга". Книга пронеслась перед глазами быстро, прям-таки молниеносно, и ничего плохого про нее не скажу, но в голове не отложилась, не застряла. Понакручено много, а суть… Пролетела мимо. Спустя пару месяцев вышла заключительная на сегодняшний день книга серии. "Последний леший" Василия Купцова. Книга хороша, приятна во всех отношениях, но и здесь покопаюсь и найду какую-нибудь бяку.
     Собственно искать с лупой не придется. Этот прием, который на мой взгляд нежелателен, В. Купцов использовал и в других своих произведениях. На мой взгляд, автор не должен прерывать плавное повествование своим присутствием в стиле Вальтер Скотта. И фразы типа: "наши герои…" и "автор может заметить, что…" - не вяжутся с древней Русью. Это что получается? Либо автор присутствовал при всем этом сам, а такого не было. Либо он открытым текстом сообщает, что все написанное сказка. Ну да, и все это знают, но зачем же выдирать читателя из атмосферы этой сказки и напоминать ему, что он всего лишь читатель?
     К чести В. Купцова надо отметить еще одну специфическую особенность книги. Автор первым попробовал излагать языком, приближенным к былинному. Правда, получается это не всегда, но кто другой осмелился это сделать? Никто, Купцов первый. Честь ему и хвала.
     Ну, вот пожалуй и все. При всех моих мелких придирках серия живет, радует и, надеюсь, будет жить. 2001 только начался, так что еще успеет* порадовать нас новинками серии. Некоторые из них выложены на сайте Юрия Никитина, можете заглянуть, прочитать и ждать, когда появится на бумаге. А то, что уже появилось, можете приобретать в магазинах города.

     * (Прим. ред.: А не успеет - в конечном счете книги эти - не собственность "Центрполиграфа", а лишь временно сданы авторами ему "в аренду". Вполне вероятно, что вскоре более осмотрительный конкурент издаст под новым, слегка измененным названием - "Княжий пир" - всю серию, а к ней и немало других романов, что оказались первопроходцу в лице "Центрполиграфа" не по нутру или не по карману).

     Алексей Гравицкий. Газета "ФАНТАСТ" №3, 2001. (г.Москва, КЛФ).


----
Copyright ©2006 Big Hamster.
Hosted by uCoz